Профсоюз «АвтоВАЗа» пытается организовать общественные работы для рабочих автогиганта в связи с остановкой на месяц его конвейера и планами дальнейшей работы по сокращенному графику. При этом нуждающихся в работе окажется несколько десятков тысяч, и сами они опасаются, что в результате только потеряют профессиональные навыки.
«На прошлой неделе мы отправили письмо областным и местным властям с просьбой занять 20-25 тысяч сотрудников предприятия на общественных работах», - сообщил РИА «Новости» Николай Карагин, руководитель заводского профсоюза. В соответствии с предложенной схемой, персонал будет задействован на главном конвейере 80 часов в месяц, а в свободное от основной работы время может быть привлечен к социально полезному труду.
Просьба, по словам Карагина, не связана с возможными увольнениями. Причина во введении восьмичасовой рабочей смены с 1 сентября и оплатой труда по фактически отработанному времени. Фактически это означает, что зарплата тольяттинских рабочих может снизиться на 50%.
Однако инициативу официального профсоюза не поддерживает глава независимого объединения вазовских рабочих «Единство» Петр Золотарев. В беседе с «Газетой.GZT.ru» он выразил мнение, что все это «несколько неправильно». «Сотрудники завода должны развиваться и совершенствоваться в своей профессии», - убежден Золотарев. Он отмечает, что власти смогут предложить деятельность, которая не способствует развитию профессиональных навыков автовазовцев.
Руководитель «Единства» напоминает и о невыгодных и неудобных моментах: «Люди заканчивают смену на основной работе, и после этого им потребуется определенное время, чтобы добраться до места выполнения новой работы и приступить к ней». Кроме того, Золотарев обращает внимание на то, что оплата социально-полезного труда не сопоставима с затраченным на него временем. «Деньги такие, что стыдно», - говорит он.
В то же время научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский убежден, что это лучше чем ничего. С другой стороны, по мнению эксперта, общественные работы должны быть сопряжены с комплексом мер (например, модернизацией производства), целью которых станет повышение конкурентоспособности продукции «АвтоВАЗа».
Он привел пример из мировой практики: после того как Volkswagen купил Skoda, рабочие чешской компании ушли в оплачиваемый отпуск на полтора года. Параллельно с «перевооружением» производства они проходили переобучение. Хотя при нынешнем положении дел Кричевский считает, что наилучшим сценарием для «АвтоВАЗа» стало бы финансовое оздоровление через банкротство.
Также, по его мнению, вряд ли бюджет Тольятти и Самарской области сможет выделять такие суммы на ежемесячную оплату социального труда - около 100 млн рублей. Непонятно также, на какой срок планируется ввести социальные работы, продолжает Кричевский. Он полагает, что в итоге придется обращаться к федеральному бюджету.
Между тем обстановка в Тольятти остается неспокойной и даже взрывоопасной, так как социальное напряжение постепенно нарастает. В четверг, 6 августа, ожидается масштабный митинг против введения урезанного графика и двукратного снижения зарплаты. Если руководство завода не найдет общего языка с работниками, ситуация может выйти из под контроля, предупреждают эксперты.
|